Мария Кожевникова, актриса, сын Иван, 7 лет

– Мы не выбирали учебное заведение по педагогу, поскольку изначально остановились на системе, где из детского сада ребенок сразу переходит в школу. Ваня очень счастлив, что он идет в первый класс, в том числе и потому, что там нет обязательного дневного сна.

По распоряжению Министерства образования ребенок в саду должен спать, и дошкольные учреждения наказывают, если это не соблюдается. Считаю, что с этим нужно что-то делать, обсуждать, решать, потому что многие дети не хотят спать, например, для Вани лет с пяти это было целой трагедией. Ребенок обязан лежать полтора часа без движения, чтобы не разбудить других, не может побыть в соседней комнате с педагогом, и это крайне неправильно. Да, направлено во благо, чтобы у детей был отдых, но в итоге вызывает негативные ассоциации и стресс. Даже активному взрослому будет сложно лежать и полтора часа смотреть в потолок, если он не хочет спать. Мы дошли до того, что забирали ребенка домой, и были такие не одни. Поэтому сейчас Ваня только рад школе.

Мария Кожевникова, дети, инстаграм, личная жизнь, семья, фото
Фото
@mkozhevnikova

Он сдал все экзамены, прошел обязательный психологический конкурс, где нам порекомендовали обратиться к нейропсихологу и немножко поработать над усидчивостью, потому что ребенок очень активный. Как сказал нам специалист, возможно, это от того, что в первом триместре беременности у Вани была небольшая гипоксия (пониженное содержание кислорода в организме. — Прим. «Антенны»), но это все легко решается.

Мы занимались с нейропсихологом, Ваня выполнял ряд физических упражнений, которые направлены на развитие полушарий мозга. Выполнял задания по карточкам Шульте (таблицы со случайно расположенными объектами, служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определенном порядке. — Прим. «Антенны») и за несколько месяцев улучшил результат больше чем в два раза. На самом деле я бы порекомендовала всем родителям, если они видят, что ребенок быстро устает, не держит долго внимание, ему сложно дается учеба, обратиться к специалисту. Потому что во многом это не лень. Мы привыкли деток ругать, а им нужно немножко помочь и отвести на занятия к хорошему нейропсихологу. В этом нет ничего страшного, этого не нужно бояться или стесняться.

Вместе выбрали все школьные принадлежности, в том числе и первый рюкзак, я сама свой зеленый, который мы покупали с мамой, до сих пор помню! А у Вани, поскольку он профессионально занимается футболом, рюкзак тоже футбольный — желто-черный.

Надеюсь, что учеба сыну будет в радость, по крайней мере, я постараюсь сделать для этого все.

Алена Коломина, актриса, сын Петя, 6 лет 10 месяцев

– Изначально мы ходили на прослушивание в школу с творческим уклоном, но не сложилось. Петя с детства был ребенком тонкой душевной организации, если слышал тревожную или красивую музыку, у него слезы на глазах наворачивались, близко к сердцу он принял и прослушивание. Немного расстроился, потому что его перебивали. А мне сказали, что, может быть, стоит еще год подождать, остаться в детском саду, потому что в школе будет много заданий, конкуренции и ребенок к этому еще психологически не готов. Но я понимала, что он интеллектуально готов, ведь два года ходил на подготовительные занятия. В нашем районе я нашла еще одну школу, посмотрела рейтинг, почитала о ней, о ее учителях в Интернете, а когда пришла к заведующей начальными классами, услышала: «В этом году набирает учеников Ирена Рафаэловна, за ней все охотятся!» К ней мы с Петей и пошли. У них сразу произошел контакт.

Алена Коломина, дети, инстаграм, личная жизнь, семья, фото
Фото
Роман Кузнецов

Так что сын идет не в художественную школу, а в инженерный класс (он, кстати, очень любит собирать конструкторы) и к понравившейся учительнице. Я по своему опыту знаю, как это важно. Моя первая учительница казалась мне сошедшей с картинок, она была молодая, красивая, добрая и великодушная к детям. Потом уже, когда я выросла, мама сказала: «Кажется, она немного подтягивала тебе оценки». Даже если так, тем самым она спровоцировала мое желание в дальнейшем учиться так же хорошо, и школу я окончила с золотой медалью.

У Пети есть предрасположенность к математике, он обожает задачки на логику, ему нравится читать. Из какой-то статьи я узнала, что дошкольникам привить любовь к книгам можно через комиксы. Поскольку Пете нравится ежик Соник, купила две книжки про него, где на каждой странице короткие предложения крупными буквами и яркие картинки. Теперь он с удовольствием читает!

Понятно, что карантин научил нас всех делать покупки онлайн, мне самой так удобнее, но некоторые вещи, например рюкзак для школы, нужно выбирать вживую. Его я подобрала по качеству, а какая на нем будет картинка, решил сам Петя. Он увлекается космосом, поэтому идет в первый класс с рюкзаком с космонавтом. Еще мы купили сумку для сменной обуви и одежду. Формы у нас нет, но есть рекомендации по цветам и стилю, он опрятно-деловой: темный низ, рубашки белого, голубого, серого цветов, свитера.

Петя очень хочет в школу, в календаре считает дни, но я понимаю, что он волнуется. Постоянно у меня спрашивает: «А тебе нравилось учиться? У тебя было много друзей? Если тебе было хорошо учиться, то мне тоже будет хорошо».

Любовь Тихомирова, дочь Любава, 5 сентября исполнится 7 лет

– Честно говоря, подготовкой к школе начали заниматься давно — второй год уже. И каждый раз, делая с ней задания, недоумеваю — в мое время такого не было. Мы приходили в школу, не умея ни читать, ни писать, и изучали в первом классе то, что сегодня необходимо, приходя в школу в первый раз. И, к удивлению, практически все дети к первому классу уже делают все что надо.

Сложнее всего мне дается приобщать ребенка к усидчивости. Дочка и летом продолжала учиться — писала в прописях, читала, училась считать. Мне было жалко ее, но я понимала, что если не приучу к усидчивости, то в школе ей будет ой как нелегко. Любава уже освоила все, что от нее будет требоваться 1 сентября, она прекрасно логически мыслит, девочка творческая, знает наизусть длиннющие стихи. Выбрали мы обычную школу — 11-летку, хочу, чтобы она училась в спокойном режиме, а дополнительно будет посещать необходимые занятия. На английский, спорт, в театральную студию под моим руководством, хореографический ансамбль дочь будет продолжать ходить, как и сейчас. Поэтому не хочется ненужной нагрузки для дочки, она и так будет.

Любовь Тихомирова, дети, семья, личная жизнь, инстаграм
Фото
Личный архив Любови Тихомировой

Наша школа близко от дома, выбрали ее из-за учителя, и считаю, что по общению с ним, которое уже было, не ошиблись. Эта женщина среднего возраста с опытом, держащая руку на пульсе. Отпускать дочь одну пока не будем, начнем по очереди с бабушкой ее отводить и забирать. Любава двояко относится к будущей учебе. С одной стороны, хочет в школу, она пока не понимает, что ее там ждет, для нее на данный момент это место, где она встретится с приключениями, новыми друзьями.

Она у меня социально адаптированный ребенок, любит общаться. К тому же ей нравится, что садик, который ассоциирует детство, заканчивается и начинается новая жизнь, похожая на взрослую. Но с другой — когда говорю ей: «Сядь, доделай задание, которое тебе дала, это тебе пригодится», она отвечает: «Я не хочу в школу».

Беспокоюсь за то, как дочь перейдет на школьный режим, она привыкла поздно вставать и ложиться не рано, но будем стремиться наладить новый график. Просто если бы она у меня ложилась в 9 вечера, то не видела бы меня после спектакля, я приезжаю после 10. Но не мы первые, будем как-то приспосабливаться.

Помню, что мне в первом классе сразу начали ставить оценки. Говорю: «Любава, выполнишь плохо, не выучишь — двойку поставят!» А дочь в ответ: «У нас двоек не будет! Только „солнышки“!» Так что надо будет мне ей придумать какую-то форму мотивации, чтобы она знала, что уроки надо выполнять добросовестно. Надо же контролировать дочь, так что для меня первый класс тоже станет интересным приключением. Я пока на вы с Интернетом, а у Любавы будет электронный дневник, который еще предстоит освоить.

Приобретать школьные принадлежности принципиально решила не в Москве, хотелось, чтобы мы чем-то отличались, сохраняли бы свою индивидуальность. Отдыхали под Туапсе, выбрали там понравившуюся форму, рюкзак… Конечно, все делали под интересы дочки. В Москве мы бы столько времени не смогли уделить покупкам. Осталось докупить по мелочам.

Виктория Макарская, дочь Маша отправилась в третий класс, сыну Ивану 6 лет:

– Думаю, нужно индивидуально подходить к тому, готовить ли ребенка к школе или нет. Маша (9 сентября ей исполнится девять) знала буквы с полутора лет, но израильский врач меня вовремя предупредила: «Тормози, не пытайся сделать из нее вундеркинда к трем годам, ей будет неинтересно в школе». И мы сменили тактику: не занимались специально, а многое объясняли в игровой форме. С Ваней шли уже по проторенному пути. Увидели кузнечика — рассказали про него, машина проехала мимо — объяснили, почему она движется. У ребенка есть постоянный интерес к окружающим предметам, и задача родителей — помогать им его поддерживать.

Как-то я познакомилась с мамой, сын которой в 10 лет зарегистрировал патент, благодаря чему они купили дом. Я спросила ее, как ей удалось воспитать такого ребенка. Она ответила, что у нее не было денег на развивающие кружки, но, например, в магазине она сажала его в тележку и, пока закупалась, объясняла ему все, что знала: почему колесо круглое, а вода льется и так далее. Задача родителей — разбудить мозг ребенка, желание познавать информацию, любить учиться, а не снять с себя ответственность, отдав его на платные занятия, ведь зачастую там ничему не учат. А буквы и цифры подтянутся в процессе. Понимаю, что мы, взрослые, вечно заняты, но с детьми необходимо постоянно общаться, стимулировать к тому, чтобы они задавали вопросы, искать, в чем скрыт талант малыша, и давать возможности для его развития.

Виктория Макарская, личная жизнь, семья, дети, инстаграм
Фото
Тата Гавриленко/личный архив Виктории Макарской

Зная своих детей, я искала для них школу, где им будет комфортно. На уши всех подняла, чтобы найти педагога талантливого, любящего свою профессию и детей, увлеченного жизнью настолько, чтобы хотеть передать интерес ко всему происходящему вокруг. Потому что учитель начальных классов — тот человек, который закладывает основы на всю жизнь. До сих пор помню свою Валерию Прановну, педагога начальной школы в городе Укмерге в Литве. Она научила меня быть настолько любопытной, что я утром просыпалась сама и бежала в школу. Сейчас тоже есть такие учителя, их надо искать. Машина педагог Лидия Ивановна — наше сокровище. Думаю, во многом благодаря ей дочка любит школу. Ваня наш с 5 лет ходит в нулевой класс, 31 мая сыну исполнилось шесть лет, и мы, посоветовавшись с ним, решили, что он опять походит в подготовишку. Считаю, надо обязательно интересоваться у ребенка, готов ли он идти в школу, вы поймете его настрой. Ваня ответил, что пока хочет учить малышей, которые придут в нулевой класс.

А еще дам практический совет. Я всегда отправляюсь в магазин 1 августа, когда там еще нет покупателей, а для школы уже все есть — форма, принадлежности. И покупаю качественные платья и костюмы для Маши и Ванечки, мне их хватает на год.

Дошкольный педагог-психолог Полина Малахова также дала рекомендации родителям о том, как подготовить ребенка к школе.

Полина Малахова

Дошкольный педагог-психолог

– Важно поговорить с ребенком, рассказать ему, что такое школа, что в ней происходит, как она устроена, какие в ней есть правила и как там нужно себя вести. Ребенок должен понимать, куда он идет, кого там нужно слушаться, что там можно делать, а что нельзя, за что его будут хвалить, а за что ругать. Детям эти вещи очевидны не всегда. Например, разрешается ли бегать и где, можно ли брать с собой игрушку, приносить ли с собой еду, что делать, если захочется в туалет. Ребенку следует объяснить, что в школе есть старшие — учителя, которых нужно слушаться, показать конкретную Марьиванну, к которой можно подойти и что-то спросить. Ребенку нужно объяснить систему звонков, а также в какое время вы за ним придете и где будете ждать, как пользоваться телефоном, что делать, если забыл сменную обувь.

Родители должны показать, какие вещи следует брать в школу, как их готовить заранее, сказать, что это будет его работа в будущем. Ребенок должен знать, что ему делать после занятий — ждать, например, бабушку или идти домой определенным путем самому. В отношении одноклассников надо рассказать, сколько их, предупредить, что они все разные и не все будут нравиться. Какие-то, возможно, станут друзьями и приятелями, а какие-то нет, но нужно постараться со всеми поладить. Посоветовать внимательно слушать учителей, запоминать материал, не отвлекаться на уроках. Школой пугать не надо! Надо объяснить, зачем следует учиться, рассказать про каникулы.